0
0

Положение компании на рынке и конкурентоспособность напрямую зависят от того, как предприниматель организовывает свою работу с контрагентами. К ним относятся все те, с кем непосредственно взаимодействует предприниматель: банки, поставщики, клиенты и т.д. Всех контрагентов можно разделить на две категории: дебитор и кредитор. Исходя из этого счета подразделяются на дебет (поступающие деньги) и кредит (средства, которые расходуются). Детально об отличиях между ними читайте дальше.

Дебиторская задолженность

Каждый контрагент обязуется своевременно оплачивать средства. Если же он имеет долги, то он становится дебитором. А та сумма, которую он обязуется вернуть, называется дебиторка. Этот параметр напрямую зависит от того, насколько хорошо предприятие взаимодействует с партнерами и клиентами.

Такой вид задолженности — обязательная составляющая оборотных активов. Дебиторская задолженность возникает, когда товары были проданы или услуги предоставлены, но оплата за них не поступила. Эта сумма включается в бухгалтерскую отчетность, так как она формирует прибыль компании.

Что нужно знать о дебиторе

Дебиторами могут быть физические и юридические лица, отличий в заключении договора практически нет. К примеру, деньги могут выдаваться лицу, которому принадлежит доля в капитале, или же сотруднику компании. В этом случае возникает задолженность по кредитам. Если договорные обязательства компании имеют двусторонний характер, то один и тот же человек или организация могут одновременно выступать и кредитором, и дебитором.

К примеру, компания «Прованс» осуществляет оптовую продажу мебели. И поставляет контрагенту «Салют» десять кроватей с условием, что оплата будет совершена на протяжении семи дней. И до того момента, пока «Салют» не оплатит эту сумму, контрагент будет являться дебитором. А задолженность, которая у него появилась, получит название дебиторская.

Отличия кредиторской задолженности

Кредитор — организация, которая предоставила услуги или продала товары, и теперь ожидает за них оплату. А деньги, которые должны быть внесены на протяжении оговоренного времени, называются кредиторской задолженностью. К примеру, предприятие для реализации закупает строительные материалы. Сумма, в которую они обошлись, и есть кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность бывает нескольких видов:

  • долги, срок погашения которых еще действует.
  • просроченные долги.

Также в кредиторку включены взносы во внебюджетные фонды и невыплаченная заработная плата персоналу. Но в кредиторские долги не входят деньги, потраченные на упаковку и доставку товара заказчику. Расходы по доставке и упаковке товаров оплачиваются отдельно.

Кредиторская и дебиторская задолженность, невзирая на отличия — обязательные составляющие бюджетной отчетности. Если компания погасила свои кредиторские долги, они списываются. Также списание возможно, если кредитор своевременно не взыскал долг. Согласно действующему законодательству Российской Федерации подать иск в суд по невыплате долга можно на протяжении трех лет.

Виды дебиторки

Существуют такие виды дебиторской задолженности:

  • Стандартная — предполагает заключение договора с указанием конкретной суммы и согласованного срока действия. Согласно условиям договора она в обязательном порядке погашается на протяжении оговоренного периода времени. Этот вид дебиторской задолженности бывает долгосрочным и краткосрочным. В первом случае срок действия соглашения более 12 месяцев, во втором — менее 1 года. Дебиторка, по которой срок погашения еще не наступил, называется обычной. Ее списание происходит, при полном погашении должником оговоренной суммы.
  • Неоправданная дебиторская — она наступает в случае несвоевременной оплаты согласно условиям договора. При наступлении просроченной дебиторки выписываются штрафы, а также насчитываются пени.

Два вида дебиторской задолженности имеют очевидные отличия, но они — это ключ к успеху любой компании, поэтому работа с ними должна проводиться на постоянной основе. Избежать неоправданной (просроченной) дебиторской задолженности можно, своевременно выполняя анализ финансовой отчетности и стараясь максимально эффективно работать с контрагентами. В этом помогут заключение договоров только с проверенными партнерами, реструктуризация предприятия, а также автоматизация процессов. Кроме этого, в определенных условиях можно улучшить ситуацию, уступив право требования долгов с переуступкой прав.

Способы списания дебиторки

Согласно действующему законодательству Российской Федерации организация может списать просроченную дебиторку только, если:

  • произошла ликвидация компании-дебитора.
  • суд принял решение о невозможности взыскания долгов.
  • компания-кредитор несвоевременно обратилась в суд для взыскания (по истечении трех лет).

Списывать просроченную дебиторку согласно Налоговому кодексу Российской Федерации можно на внереализационные расходы. В этом случае по сомнительным долгам (а также безнадежным) создается резерв.

Если долги списываются в убыток компании, задолженность можно аннулировать на законодательном уровне. Ввиду этого налогооблагаемая база не уменьшается. Речь идет о налоге на прибыль. И в результате появляются дополнительные убытки. Чтобы списать долги по определенному виду нужно составить соответствующий акт инвентаризации. Также руководитель организации должен составить обоснование и подписать приказ. Списание дебиторки возможно и до ликвидации контрагента-дебитора, так как ей обычно предшествует затяжное банкротство.

После того как будет конфисковано и продано имущество должника, деньги будут возвращаться контрагентам-кредиторам в порядке очереди. В период ожидания возврата денежных средств дебиторку можно полностью списать согласно закону.

Заключение

Благополучие компании во многом зависит от работы с кредиторскими и дебиторскими задолженностями. Тщательный отбор партнеров для работы и постоянный финансовый мониторинг помогут укрепить свои позиции на рынке, а также приобрести репутацию надежного партнера. Информация о дебиторке и кредиторке и отличиях между ними, а также вышеописанные рекомендации помогут вам избежать банкротства и ликвидации предприятия.

 

Автор статьи:
Ольга Семенникова
Главный редактор проекта «Выбор займа». Более 6 лет опыта работы в финансовой сфере. Разбирается в финансовых и банковских продуктах. Она знает, как выбрать займ на действительно выгодных условиях.
Оставить отзыв

Согласен с обработкой моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности