0
0

Прибыль – показатель в финансовом секторе, который демонстрирует разницу доходов с расходами. И это основной мотиватор для бизнеса, так как напрямую связан с его жизнеспособностью и ростом.

Какие бывают виды?

Прибыль получают разными способами. Подробнее остановимся на основных моментах.

  • Валовая рассчитывается по формуле, где от доходов от продажи нужно вычесть себестоимости товара. Сюда входят налоговые взносы. За счет этого индикатора удается выяснить, сколько денег остается после покрытия ключевых производственных затрат.
  • Маржинальная – полученная прибыль предприятия, обеспечивающая его работу без убытков. Сюда не входит НДС и траты на непредвиденные обстоятельства. За счет этой метрики удается оценить, эффективно ли предприятие покрывает основные затраты.
  • Операционная – сумма прибыли за минусом текущих расходов. Она показывает эффективность деятельности предприятия.
  • Чистая – это средства, оставшиеся после уплаты займов, производственных затрат, выплаты налогов. С помощью этого показателя легко получить представление о деятельности компании, оценить способность получать доходы после уплаты всех платежей.
  • Нераспределенная – средства, которые остались после уплаты текущих расходов, включая ссуды, налоговые задолженности и выплаты дивидендов. Эти средства хранятся на счетах предприятия и используются для реинвестирования или иных целей.
  • Балансовая прибыль – подразумевает сумму, используемую для подсчета налогов.

Формула прибыли

Прибыль = Доходы − Расходы Смысл компонентов формулы.

  • Доходы. Деньги, которые организация получила благодаря своей деятельности, включая реализацию услуг и товаров.
  • Расходы. Траты, которые компания понесла во время деятельности. Сюда входят операционные расходы, налоговые сборы, выплата займов и т. д.

 

Методы расчета прибыли

Предусмотрены разные методы расчета этого показателя.

  • Способ начисления доходов и расходов признается в момент их возникновения, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Такой вариант позволяет более точно спрогнозировать показатели за текущий отрезок времени.
  • Метод прямых затрат. Такой способ подходит производственным предприятиям и включает только затраты, направленные на реализацию продукции или услуг. В этом случае не учитываются косвенные затраты, что позволяет сосредоточиться на анализе производственных процессов.
  • Полный метод учета затрат, куда входят и косвенные затраты. Этот метод позволяет более полно проанализировать результаты компании и выявить все возможные источники затрат.
  • При кассовом подходе затраты и прибыль признается в момент их получения или выплаты денег. Такой вариант активно применяется малыми предприятиями и ИП, так как он проще и понятнее в использовании.

Функции прибыли

Рассмотрим ключевые функции.

  • Инвестиционная: прибыль служит ключевым источником средств для реинвестирования в бизнес, что способствует его росту и развитию.
  • Социальная: способствует развитию общества, так как часть дохода может быть направлена на благотворительность и социальные проекты.
  • Стимулирующая: мотивирует сотрудников и начальство компании на достижение поставленных результатов.
  • Распределительная: активно используется для выплаты дивидендов акционерам, что повышает их интерес к предприятию.

Прибыль после налогообложения

Индикатор отражает финальный результат деятельности компании. Использование чистой прибыли включает несколько вариантов.

  • Реинвестирование в бизнес. Средства могут быть направлены на развитие компании, включая приобретение оборудования, расширение производственных мощностей или разработку новых продуктов.
  • Выплата дивидендов. Часть средств распределяется среди акционеров.
  • Создание резервного фонда. Накопление средств для покрытия непредвиденных расходов или использования в случае экономического спада.
  • Погашение долгов. Снижение долговой нагрузки путем выплаты кредитов и займов.

В чем отличие от выручки?

Выручка – это сумма, которую организация получает за выполнение обязательств, таких как реализация товаров. Этот индикатор отражает текущий объем дохода, но не учитывает расходы. Это критерий, позволяющий объективно определить, эффективно предприятие оказывает услуги и продает товары или нет. Ключевые аспекты применительно к выручке выглядят так:

  • количество продаж – отражает, какое количество услуг и товаров было продано за конкретный временной отрезок.
  • доход – выручка включает все поступления до вычета затрат.
  • метрика спроса – выступает в качестве индикатора спроса на продукцию.

Основные различия выглядят так. Выручка подразумевает объем средств, полученных от реализации, но вычет расходов еще не был произведен. Она показывает основное количество реализованной продукции. Прибыль наглядно демонстрирует, сколько денег предприятие реально получает после покрытия своих обязательств. Понимание разницы важно для точной оценки финансовых показателей предприятия. Выручка отражает текущий объем продаж, а прибыль демонстрирует, сколько денег остается, когда будут сделаны все обязательные выплаты.

Автор статьи:
Ольга Семенникова
Главный редактор проекта «Выбор займа». Более 6 лет опыта работы в финансовой сфере. Разбирается в финансовых и банковских продуктах. Она знает, как выбрать займ на действительно выгодных условиях.
Оставить отзыв

Согласен с обработкой моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности